Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики Института, экономики, управления и права начала работу по оказанию научно-методической помощи педагогическим кадрам учреждений дошкольного, школьного и профессионального образования в освоении технологий инклюзивного образования. 29 марта 2013 года в г. Зеленодольск при поддержке Администрации Зеленодольского муниципального района состоялся первый методологический семинар “Инклюзивное образование – образование будущего” для воспитателей и заведующих дошкольных образовательных учреждений, учителей и директоров школ, преподавателей колледжей и техникумов, а также учреждений дополнительного и высшего профессионального образования города. На семинаре присутствовало 700 человек.
Заместитель начальника Управления образования Шакиржанова Фарида Римовна в своем обращении к педагогам г. Зеленодольск подчеркнула значимость методологических, научно-методических семинаров, лекций для учителей и родителей по актуальным проблемам инклюзивного образования, проводимых Институтом экономики, управления и права в рамках подписанного Договора между Управлением образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района и Институтом.
Проректор, директор ИДО, заведующая кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики проф. Дания Загриевна выступила перед педагогами города, осветив актуальную на сегодняшний день проблему социальной эксклюзии, которую “нам всем необходимо преодолевать”. Дания Загриевна обратила внимание на значимость подготовки педагогов для инклюзивного образования. “Мы должны объединиться с Вами для создания системы инклюзивного образования в нашей Республике. Мы открыты к сотрудничеству”,- отметила в своем выступлении Дания Загриевна.
О гуманистическом содержании инклюзивного образования рассказал Заслуженный деятель науки, д.п.н., профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Зямиль Газизович Нигматов. “Инклюзивное образование – основа гуманистического образования. В процессе обучения мы должны научить наших детей быть гуманными по отношению к другим людям, к обществу ”.
Для того чтобы глубже изучить проблему инклюзивного образования, нам нужно изучить опыт зарубежных стран в данной области. Заместитель директора Института дистанционного обучения по международной деятельности Илона Морозова выступила с докладом на тему «Опыт деятельности педагогов в сфере инклюзивного образования в зарубежных странах (США, Финляндии и в Африканском регионе)» и рассказала о том, какими качествами должны обладать педагоги инклюзивного образования в европейских странах и какие требования предъявляются к ним.
Татьяна Александровна Челнокова, д.п.н., доцент кафедры теоретической и инклюзивной педагогики рассказала в своем выступлении о педагогических технологиях в инклюзивном образовании. Если мы интегрируем детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную среду, то необходимо задуматься о переподготовке учителей. Чтобы работать с такими детьми, необходимо обладать соответствующими знаниями в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
На семинаре учителя познакомились также с наиболее встречаемыми дефектами детей в группах инклюзивного образования и технологиями коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, которые представил директор Центра адаптации, реабилитации и ресоциализаци“VERA” Артем Евгеньевич Игнатьев.
Учителя познакомились с информационными технологиями, которые играют важную роль в обучении людей с особыми образовательными потребностями. Заместитель директора Института дистанционного обучения по информационным технологиям Айдар Зайнуллин представил дистанционные образовательные технологии как инструмент реализации инклюзивного образования.
По окончании семинара учителя и педагоги г.Зеленодольск выразили желание пройти курсы повышения квалификации в Институте экономики, управления и права в области педагогики и психологии инклюзивного образования, а значит, данная проблема является для них значимой.
Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики нашего вуза планирует в дальнейшем провести ряд методологических семинаров по актуальным проблемам инклюзивного образования и в других районах нашей Республики, в частности в Арском районе РТ, в Советском районе г. Казани и др.